Прядется тоненькая ниточка,как песок в песочных часах струится... Потому,наверное,прядение тесно связано с понятием времени. Изначально само название "сутки"было однокоренным глаголу "ткать"-"то,что соткано" (стки)
Месяцы года тоже зашифрованы в русской "прядильной" загадке:
Стоит дом в 12 окон,
В каждом окне по 4 девицы,
У каждой девицы по 7 веретен,
У каждого веретена свое имя.
Не случайно и центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками - символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится - жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Каждая пряха наделялась некой магической силой - при помощи нити воздействовать на жизнь: "какова нить, такова и жизнь".
Так прядение издавна и было магическим промыслом. А нитки, изготовленные в определенные "магические" дни, и подавно считались чудодейственными.читать дальше
Пряхи верили, что нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Созданная в Чистый четверг и в Канун Нового года нить, надетая потом на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение, способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства.
Сплетенные левой рукой в Чистый четверг нитки считались программирующими судьбу. В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
В ночь перед Рождеством также пряли особые, "волшебные" нити для изменения судьбы. Если для этого требовалось вернуться в прошлое,пряха крутила нити против часовой стрелки,создавая новый посыл,желание и вплетая его в реальную нить.
Были и дни запрета. Считалось, что нельзя прясть в дни солнцеворота, на Русальной неделе (седьмая неделя после Пасхи) и по пятницам. У прядущей в Святки колтун совьется в волосах или в ее хозяйстве ягнята родятся кривоногими.
Во время прядения из шерсти нельзя было пряжу мочить,как это делалось при прядении из растительных волокон. Считалось, что у слюнявящей нитки во время прядения из шерсти будут "слюницы" коровы и овцы. По другой примете из-за бабы, которая прядет в Святки да еще смачивает нитку, "волы будут пешить, когда мужик выйдет пахать в поле". Так что пахать ему без волов.
Чтобы узнать своего суженого, пряли "наопак" (наборот") две нити - одну женихову, другую - невестину, пускали их на залитую водой сковороду и смотрели: сойдутся, свобются - быть свадьбе, а если разойдутся - не судьба.
Отсюда и выражение - "связать свою судьбу". Льняной пряжей обвивали конец лучины, втыкали между половиц и поджигали: в какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. А перед свадьбой во время парения в бане на невесту надевали свежесотканный пояс. Сколько на нем узлов, столько и сыновей у нее будет.
На свадьбах пряли "нитки долгой жизни", связывая молодых "надолго и счастливо". Когда в семье появлялся младенец, его зыбку окручивали нитками, спряденными с молитвами в Святки, (тут мать должна прясть, несмотря на запрет, ведь она судьбу ребенку плетет !"). Концы этой нити потом снимали с зыбки,связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь.
В колыбель клали также пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к люльке привешивали веретено или кудель, лучину, ножницы,считая,что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка. Ведь прясть духи очень любят!
Вспомним народные сказки: благодаря помощи чудесных помощников целую гору могла напрясть и наткать за одну ночь девица-красавица. Но лучше не видеть, как кикимора помогает, прядет хозяйкину пряжу - это к смерти в избе. И когда кикимора гремит коклюшками - быть беде. Однако если за прядку садился дух (особенно в значимые дни года), любящий хозяев дома, то мог "напрясть" богатство, здоровье, удачу.
Чаще всего, прядя, дух приговаривал и нашептывал пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Поэтому , чтобы не искушать судьбу, старались не оставлять рукоделие на видном месте и вовремя заканчивать работу.
Месяцы года тоже зашифрованы в русской "прядильной" загадке:
Стоит дом в 12 окон,
В каждом окне по 4 девицы,
У каждой девицы по 7 веретен,
У каждого веретена свое имя.
Не случайно и центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками - символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится - жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Каждая пряха наделялась некой магической силой - при помощи нити воздействовать на жизнь: "какова нить, такова и жизнь".
Так прядение издавна и было магическим промыслом. А нитки, изготовленные в определенные "магические" дни, и подавно считались чудодейственными.читать дальше
Пряхи верили, что нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Созданная в Чистый четверг и в Канун Нового года нить, надетая потом на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение, способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства.
Сплетенные левой рукой в Чистый четверг нитки считались программирующими судьбу. В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
В ночь перед Рождеством также пряли особые, "волшебные" нити для изменения судьбы. Если для этого требовалось вернуться в прошлое,пряха крутила нити против часовой стрелки,создавая новый посыл,желание и вплетая его в реальную нить.
Были и дни запрета. Считалось, что нельзя прясть в дни солнцеворота, на Русальной неделе (седьмая неделя после Пасхи) и по пятницам. У прядущей в Святки колтун совьется в волосах или в ее хозяйстве ягнята родятся кривоногими.
Во время прядения из шерсти нельзя было пряжу мочить,как это делалось при прядении из растительных волокон. Считалось, что у слюнявящей нитки во время прядения из шерсти будут "слюницы" коровы и овцы. По другой примете из-за бабы, которая прядет в Святки да еще смачивает нитку, "волы будут пешить, когда мужик выйдет пахать в поле". Так что пахать ему без волов.
Чтобы узнать своего суженого, пряли "наопак" (наборот") две нити - одну женихову, другую - невестину, пускали их на залитую водой сковороду и смотрели: сойдутся, свобются - быть свадьбе, а если разойдутся - не судьба.
Отсюда и выражение - "связать свою судьбу". Льняной пряжей обвивали конец лучины, втыкали между половиц и поджигали: в какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. А перед свадьбой во время парения в бане на невесту надевали свежесотканный пояс. Сколько на нем узлов, столько и сыновей у нее будет.
На свадьбах пряли "нитки долгой жизни", связывая молодых "надолго и счастливо". Когда в семье появлялся младенец, его зыбку окручивали нитками, спряденными с молитвами в Святки, (тут мать должна прясть, несмотря на запрет, ведь она судьбу ребенку плетет !"). Концы этой нити потом снимали с зыбки,связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь.
В колыбель клали также пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к люльке привешивали веретено или кудель, лучину, ножницы,считая,что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка. Ведь прясть духи очень любят!
Вспомним народные сказки: благодаря помощи чудесных помощников целую гору могла напрясть и наткать за одну ночь девица-красавица. Но лучше не видеть, как кикимора помогает, прядет хозяйкину пряжу - это к смерти в избе. И когда кикимора гремит коклюшками - быть беде. Однако если за прядку садился дух (особенно в значимые дни года), любящий хозяев дома, то мог "напрясть" богатство, здоровье, удачу.
Чаще всего, прядя, дух приговаривал и нашептывал пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Поэтому , чтобы не искушать судьбу, старались не оставлять рукоделие на видном месте и вовремя заканчивать работу.
с другой стороны, какие-то правила, наоборот, могут не работать, учитывая некоторую разницу в праздниках в зависимости от веры. Ставлю себе галочку на будущее: надо будет вот об этом посидеть и нормально поговорить. Интернеты это дело портят. )
В мировом фольклоре так много сюжетов,связанных с прядением и ткачеством,что совершенно невозможно устоять от соблазна покопаться в изначальном,магическом,духовном смысле всего этого.
Ты абсолютно права насчет посидеть и поговорить.Я тоже ставлю птичку и продолжаю копаться...
ничего, ещё наговоримся, точно знаю.